Продолжаем рубрику «Люди нашего города». Сегодня поговорим об известном физике и изобретателе — Борисе Павловиче Грабовском. Именно ему приписывается важная роль в изобретении телевидения.
Борис Грабовский родился 26 мая 1901 года в Тобольске, в семье ссыльного украинского поэта-революционера Павла Арсеньевича Грабовского и Анастасии Николаевны Гутовской. Однако, прожил в нашем городе Грабовский недолго. Когда мальчику было 1,5 года, умер его отец, и мать вместе с сыном переехала на Украину, а ещё позже перебралась в Среднюю Азию.
Грабовский был, можно сказать, профессиональным изобретателем, неважно одетым, не всегда сытым, но абсолютно чуждым погоне за материальной выгодой. Он легко увлекался новыми научно-техническими идеями: строил летательные аппараты с машущими крыльями, жабры для человека, экономичные электробатареи, экспериментировал в баллистике, изобретал оптические и электронные приборы, постоянно читал литературу по физике и химии, но высшее образование получал долго, часто менял факультеты, выбирая их в зависимости от очередного увлечения, и закончил институт только в 1945 году.
Считается, что Борису Грабовскому впервые в мире удалось передать по радио, без проводов, движущееся изображение с помощью полностью электронной системы телевидения. В официальном протоколе зафиксировано, что 26 июля 1928 года был произведен опыт с приборами для передачи движущихся изображений на расстояние. Хотя изображение было низкокачественным и с помехами, все же в нём можно было узнать одного из помощников Грабовского, а именно — Ивана Белянского. Таким образом, как писал позже в автобиографии сам Грабовский, первым переданным по телефоту изображением было изображение Белянского, а первым изображением женщины, переданным по телефоту — изображение жены Грабовского — Лидии
Примерно так выглядело изображение на телефоте 26 июля 1928 г.
Сам автор изобретения назвал эту систему «Телефотом». Система содержала также усилители на электронных лампах, генераторы развертывающих напряжений, устройства синхронизации. По своим основополагающим идеям система была близка к современным схемам телепередачи изображений.
Следует отметить, что некоторые исследователи истории науки ставят приоритет изобретения телевидения Грабовским под сомнение. Долгое время вокруг имени Грабовского и приоритета на его изобретение шли ожесточенные споры. Известно, что одна из специально созданных по этому вопросу комиссий отказалась признавать факт его изобретения. Возможно, на такое решение повлиял с одной стороны слишком революционный характер предлагаемого Грабовским технического решения, а с другой стороны давление авторитетов в этой области того времени, которые предлагали использовать в аналогичных телевизионных системах механическую развертку изображений.
Интересный факт
Технические дневники, в которых Грабовский фиксировал все свои опыты, таинственным образом пропали, а затем через много лет спустя, оказались воспроизведены вплоть до мельчайших деталей в различных частях романа Митчела Уилсона «Брат мой, враг мой».
Сам Грабовский писал по этому поводу: «Напрасно думают, что эта книга — художественный роман. Это голая правда об изобретении телевидения: ни в описании прибора, ни в опытах с ним нет ни одного процента фантазии. Абсолютно точны и даты. Ложь лишь в месте действия и в именах. США-СССР. Кен — Грабовский. Дэвид — Попов-Пискунов». В 1964 году Борис Грабовский обратился с запросом в Нью-Йорк к писателю Митчелу Уилсону, но ответа на свой вопрос не получил.
По сведениям из других источников документы Грабовского не исчезли «таинственно». Их не вернули ему в Москве из центрального бюро рационализации и изобретательства. В числе этих документов были папки с чертежами, схемами и расчётами, а также рукопись «Энциклопедия телефотии».
Борис Грабовский (слева) с помощником физиком Н. Пискуновым
Указом Президиума Верховного Совета Узбекистана Борису Павловичу Грабовскому присвоено почётное звание «Заслуженный изобретатель УзССР».
Умер и был похоронен Борис Грабовский в 1966 году в столице Киргизии — городе Фрунзе, ныне Бишкек. В Тобольске на улице Береговой на доме, где проживал Павел Грабовский с семьей, установлена мемориальная доска.