Люди нашего города: Василий Перов

228236_900

Продолжаем рубрику «Люди нашего города». Сегодня поговорим об известном художнике — Василии Перове.

 

Василий Григорьевич Перов родился в Тобольске 2 января 1834 года. Его отец Григорий Карлович Криденер был прокурором, человеком просвещенным и свободомыслящим. Общался в Сибири с ссыльными декабристами, исповедовал передовые идеи.

 

Однако, в момент рождения ребенка родители не состояли в официальном браке, и мальчик не имел права носить фамилию своего отца. Все его младшие братья получили титулы баронов и фамилию Криденер, Перов же был записан мещанином под фамилией своего крестного отца — Васильев. Начальным обучением мальчика занимались мать и нанятый дьячок. Именно последний дал ему прозвище Перов — за пристрастие ребенка к каллиграфии. Прозвище намертво приросло к нему и стало полноценной фамилией.

 

Интерес к живописи возник у Перова в возрасте 9-ти лет. Когда семья жила под Арзамасом, в дом пригласили местного художника подправить старый портрет отца. Мальчика настолько захватил процесс работы художника, что он увлекся рисованием. Окончив в Арзамасе уездное училище, Перов поступил в местную художественную школу академика Ступина. В стенах школы подросток провел три года. Престарелый Ступин уже тогда разглядел в своем воспитаннике искру Божью. «Васенька не пропадет, — говорил он его матери, — у него талант, из него выйдет художник.»

 

Однако художественную школу Перов так и не закончил: поссорившись с товарищами, он уехал в деревню к своим родителям и в школе больше не появлялся. Тем не менее, занятие живописью юноша не бросил. Живя в деревне, молодой художник пишет картину «Распятие», которую он подарил ближайшему селу. В 1851 году Перов пишет автопортрет, портреты родителей.

227804_900

Автопортрет 

 

Первые юношеские впечатления, вызванные закрепощенной деревней, оставили неизгладимый след на всем творчестве Перова. Ещё три года Перов занимался самостоятельно, затем переехал в Москву и начал обучение в московском училище живописи и ваяния. Обучение длилось до 1862 года. К тому времени отец Перова разорился, и молодой человек остался без поддержки, ему негде было жить, он почти голодал, из-за отсутствия верхней одежды в морозы пропускал занятия. Но всё разрешилось в тот день, когда преподаватель училища Егор Васильев предложил Перову бесплатно квартиру и стол у себя. Этому человеку художник оставался благодарен всю жизнь.

 

В 1857 году большой серебряной медали была удостоена картина «Приезд станового на следствие», а в 1861 году картина «Проповедь в селе» получила Большую золотую медаль. О таланте Перова громко заговорили. В молодом художнике увидели продолжателя дела Павла Федотова.

 

Получив вместе с большой золотой медалью право на поездку за границу, Перов отправился туда в 1862 году, посетил главные художественные центры Германии и провел около полутора лет в Париже. Здесь он делал этюды с натуры и написал несколько картин, изображающих местные типы и сцены уличной жизни («Продавец статуэток», «Шарманщик», «Нищие на бульваре» и другие). Но вскоре убедился, что воспроизведение чужих нравов не дается ему так же успешно, как изображение родного русского быта, а потому с разрешения Академии возвратился в Россию до окончания срока.

 

Поселившись снова в Москве, Перов в период с 1865 по 1871 годы создал ряд произведений, поставивших его не только во главе всех русских жанристов, но и между первоклассными живописцами подобного рода в Европе. В этот период из-под его кисти вышли такие замечательные картины, как «Монастырская трапеза», «Проводы покойника», «Тройка», «Последний кабак у заставы», «Охотники на привале» и многие другие.

228384_900

Салтыков-Щедрин о картине «Охотники на привале»: «Как будто при показывании картины присутствует какой-то актер, которому роль предписывает говорить в сторону: вот этот лгун, а этот легковерный, приглашающий зрителя не верить лгуну охотнику и позабавиться над легковерием охотника новичка».

 

Кроме того, в это время Перова увлекает портретная живопись. Среди написанных им — портерты Александра Островского, Владимира Даля, Аполлона Майкова. Среди портретных полотен Перова особое место принадлежит портрету Федора Достоевского. Писатель изображен погруженным в печальную задумчивость.

228827_900

 

Судя по отзыву Анны Достоевской, Перов «сумел подметить самое характерное выражение в лице мужа, именно то, которое Федор Михайлович имел, когда был погружен в свои художественные мысли. Можно бы сказать, что Перов уловил на портрете «минуту творчества Достоевского».

 

Перов принимал активное участие в организации товарищества передвижных художественных выставок, но в 1878 году вышел из него, утверждая, что товарищество увлеклось привитием зрителям определённых идей. Художник несколько потерялся, пробуя себя на новых художественных путях и столкнувшись с непониманием бывших единомышленников.

 

Отдушиной для мастера стало преподавание в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Педагогом Перов оказался блестящим. Под конец своей жизни Перов занялся литературным творчеством и напечатал в газете «Пчела» и в «Художественном журнале» несколько не лишенных занимательности рассказов из быта художников и свои воспоминания.

 

С 1874 года Перова «ела» злая чахотка, он угасал на глазах. 29 мая 1882 года художник умер в Кузьминках под Москвой. Похоронили его при большом скоплении народа на кладбище московского Данилова монастыря.

 

В Тобольске в честь Василия Перова названая детская юношеская художественная школа.

 

Оставьте свое мнение

*