Профессионалы нашего города: косторез

Косторез

Профессиональный косторез рассказал «Блогу нашего города» о тонкостях работы, вредности производства, из чего складывается зарплата и многом другом.

 

О призвании

Вообще у нас косторезная династия, отец до сих пор работает на фабрике. И как-то с детства во мне творчество культивировалось, с ранних лет тянуло рисовать. Рисовал, нарабатывал опыт, практику. Хотя были и другие таланты — ходил на хореографию, хор, но пропустил буквально одно занятие, и стыдно стало возвращаться. Не сложилось. В школе продолжал рисовать, состоял в ред.коллегии, то есть отличался от сверстников.

 

Начало карьеры

Я не заканчивал худграф (художественно-графический факультет Тобольского педагогического института, прим. редакции). Конец 80-х начало 90-х было сложное время, неразбериха, кризис. Попробовали меня отдать в Культпросвет училище (Училище искусств и культуры им. Альбьева), на кино-фото-видео специальность. В итоге я там и года не проучился. Не мое это было, конфликты с учителями, трудный переходный возраст. Я тогда совсем от рук отбился, из дома убежал, начал сам по себе жить. И мама попросила отца о помощи, чтоб он на меня повлиял. Отец устроил на фабрику к себе учеником, мне тогда 17 лет было. Полгода я там отучился и начал работать. Через год меня призвали на полтора года в армию. Год после армии погулял, и вернулся обратно на фабрику.

 

Первые работы

Первым делом я готовил фигуры из пластилина. Есть такой инструмент «клепик» – резак для пластилина, им срезал все лишнее. Так вырабатывалось привыкание к процессу резьбы по кости, а после обжигал огнем для гладкости. Затем мне отец дал в руки лобзик, им выпиливал брошки: брались плоские заготовки костяные и на них печатались шаблоны. Все пальцы истыкал, когда учился. Нудно, но так я привыкал к монотонной, сидячей работе. Потом начал маленькие такие скульптурки делать, параллельно шло обучение склейки и обработки кости, чтобы она хорошо приклеивалась. Как правильно фиксировать заготовку, пилить не повреждая. Пила такой грубый, топорный инструмент. Если будешь слабо держать, заготовка просто вылетит.

 

Про коллектив

Сейчас на фабрике работает около 50 человек, сюда входят резчики, токари и полировщики. Раньше штат был гораздо больше, работало около 100 человек. В целом коллектив дружный, но, как и везде есть свои коалиции, это даже банально. При этом присутствует взаимовыручка. За советом или практической помощью я обращался, и ко мне обращались. Например, мастер уедет по делам, а инструменты и аксессуары, необходимые для работы выдает только она, можно обратиться к коллегам и они выручат. Также если нет подходящей кости, а распиловщик занят. В начале месяца аврал, всем нужны заготовки, можно попросить у коллег. Если у кого-то есть остатки, обрезки которые тебе подойдут для работы.

Приходят на фабрику и молодые работники. При этом, не обязательно иметь художественное образование, нужны навыки, умение или огромное желание окунуться в эту стезю. Новичков проверяют, смотрят рисунок и лепку, если кандидаты проходят по стандартам, то их берут на следующий этап отбора. Далее они поступают в распоряжение главного художника, он им раздает задания, чтоб научить или скорректировать навыки. Затем проходит худ.совет, где поделки оцениваются и выносится решение: проходит кандидат дальше или нет. А далее каждый проходит некий естественный отбор, если человек выдерживает нагрузку, монотонность работы, то остается.

 

О рабочем процессе

Люди со стажем на фабрике привыкают к такой работе, когда, как робот, на автомате все делаешь. Нужно сделать 10 однотипных фигурок, они каждый изгиб повторяют. Но все равно каждая скульптура имеет свой неповторимый рисунок, каждое лицо человека или мордочка животного индивидуальна. Это если ты работаешь на потоке, то как машина, штампуешь скульптуры. На такой работе обычно молодежь сидит для оттачивания техники. А вот у более зрелых мастеров — работа творческая, что воплощается в фигурке. Например, фигурки шутов — они у меня всегда разные получается, в разных позах, с разными инструментами. Потом идет полировка, этим занимается полировальный цех. Над каждой фигуркой работает несколько человек. Кроме мастера есть ещё полировщики и токари. Они вытачивают из дерева, чтобы посмотреть на объемный макет изделия. Ты можешь и сам все это сделать, но в силу загруженности лучше довериться профессионалом. Стоит отдать должное полировщице, она одна на весь штат и, несмотря на это хорошо справляется. После идет гравировка. Это уже самая мелкая работа. Вырезка глаз, волос и прочих мелких деталей.

 

Про лучшие работы

Много было хороших работ. Самая моя любимая — «Дама с собачкой», 19 век. 20 см в высоту вместе с подставкой, выполненная из бивня мамонта. Есть еще фигурка «Фламенко», танцовщица испанская. Их я полюбил, вложил в них душу.  Раньше, кстати, удивительные были мастера на фабрике, какие изделия делали. Это были крупные фигуры. Например, еще молодым я видел статуэтку «Бой Руслана с головой», вытянутая — 40 см в длину. Руслан стоит на бороде, держит в руке копье, прикрывается щитом от ветра, который выдувает голова.  В начале 90-х годов фабрику обворовывали, все крутые образцы были похищены. Сейчас нужно все это искусство восстанавливать, в том числе  при помощи нынешних мастеров.

 

Про кость

Доставкой кости занимаются менеджеры, самая лучшая кость на севере там, где вечная мерзлота. Эта кость прекрасно сохранена и ее там очень много.  Мамонтовая кость самая дорогая, ее цена варьируется от качества. Сохранность кости зависит от того в какой среде она пролежала, чем теплее, тем сильнее разложение. Берешь такую кость, а она в мел превратилась. Из такого сырья никакое изделие не получится. Расцветка у кости мамонта также бывает разная, зависит от того, в какой среде лежали кости: глина, чернозем, минералы, перегной опавших с деревьев листьев. Кость может быть вообще разноцветной: желтая, красноватого оттенка,  розоватая, бирюзовая. Весь спектр цветов можно перечислить. Мастер сам выбирает кость, с которой будет работать. Если выберешь плохое сырье, то она может треснуть, разломиться. Все это нужно контролировать, чтобы не делать лишней работы и исправлять. Ученикам дают простенькую кость. Например, коровью цевку, ее много и даже если запороть, ничего страшного. Потом основная ходовая кость – это лосиный рог, его тоже могут дать ученикам, он не прихотлив к температурному режиму.

 

О вредности производства

Работа вредна, безусловно. И дело не только в работе с пилой. Это еще и шум от станков, от которого к концу рабочего дня гудит голова, и мельчайшая пыль, которая появляется при обработке кости и проникает везде.  Несмотря на то, что мы носим респираторы, эта пыль оседает в легких и провоцирует развитие легочных болезней. Также фабричные помещения регулярно проветриваются, там кругом сквозняки, от которых обостряется профессиональные  остеохондрозы и сколиозы. Мне нельзя простывать, а то у меня шейно-лопаточный сколиоз, небольшой сквозняк и не разогнуться. К запаху привыкаешь, это с начала непривычно, хотя мне вообще сразу понравился запах мамонтовой кости.

 

О покупателях

На фабрику может прийти любой человек и заказать изделие на свой вкус. Но сначала потенциального покупателя проводят в салон и показывают имеющиеся готовые изделия, можно что-то подобрать. А если  захочется доработать или получить свое индивидуальное изделие, то мастера прорабатывают эскизы и согласуют с заказчиком. Купить изделия непосредственно на фабрике значительно дешевле, чем в сувенирных лавках города. В каждое готовое изделие заложена стоимость сырья и работа мастера при производстве, из этого складывается цена на изделие в салоне фабрики. А любой магазин делает свою наценку.

 

Про зарплату

Зарплата складывается от выработки. У нас нет оклада, сколько сделаешь, столько и заработаешь. Например, чувствуешь, какой объем работы сможешь выполнить в этом месяце, пишешь соответствующую заявку. Я недавно написал шесть заявок. Среди них, шахматы «Шуты и клоуны» и «Мушкетеры против гвардейцев кардинала». Также хочу написать заявку и изготовить партию шахмат «Бородино» французы против русских, также есть идеи на объемные, большие фигурки «Шут», «Дама с собачкой», «Охотники на привале», «Царские стрельцы» и «Чаепитие». Чем дороже изделие, тем больше получает мастер. Есть расценка на изделия, она зависит от многих факторов: размер и сложность исполнения, из какой кости выполняется изделие, есть ли на него спрос. Опытные мастера сами смотрят, что им делать, а молодым и выбирать не дадут, будут делать те работы, которые назначит мастер цеха.

 

О вдохновении

Вдохновение для меня — окружающий мир. Иногда это книги и интернет. Банально, зайди в интернет найди то, что тебе нужно. Эта информация трансформируется в твое субъективное видение. Но интернетом я пользуюсь редко. Только когда нужно уточнить какие-то детали. Например, наряды королей, мушкетерские стилеты, а потом рисую по памяти, как вижу в своем представлении. Основной источник вдохновения это то, что тебя окружает. Вот, говорят – «Золотые руки», а ведь руки лишь исполнители, все находится в голове. Главное чтобы было правильное и четкое ощущение окружающего мира через твое восприятие и интеллект, и выражение его с помощью рук и глаз.

 

Следите за нашими публикациями в соцсетях — Вконтакте, твиттер, фейсбук, инстаграм, одноклассники.

Оставьте свое мнение

*