На стройплощадку прибыл ключевой элемент основного оборудования для первого в России завода по производству малеинового ангидрида.
Блок синтеза высотой 7,5 метров, диаметром 9 метров и весом 600 тонн, в котором будет происходить основная реакция окисления бутана, был собран в немецком Деггендорфе. Оттуда оборудование доставили в Антверпен, затем по Северному морскому пути в порт Сабетта, а последний отрезок пути до тобольского промпорта оно преодолело по Оби и Иртышу. В общей сложности процесс доставки негабаритного груза до строительной площадки занял около трех месяцев, при этом установка проделала путь около 5 тысяч километров.
Отдельной задачей при транспортировке столь габаритного груза стала организация его перевозки с территории промпорта до стройплощадки. Сделать это можно лишь с использованием специализированной техники. К решению данной задачи привлекли сотрудников «НИПИГАЗ», уже имеющих опыт доставки колонн и других габаритных грузов для «ЗапСибНефтехима», и подрядную организацию «Sarens», одного из мировых лидеров в сфере крупнотоннажных перевозок. Специально для этого проекта в Тобольск из Казахстана доставили сборно-разборный кран грузоподъемностью 1250 тонн и самоходные модульные транспортеры (SPMT).
«Все комплектующие для крана прибыли на 70 грузовых машинах, — говорит менеджер компании Алексей Буданов. — Их транспортировка заняла две недели, еще столько же ушло на сборку. Также был заранее обследован маршрут для перевозки блока синтеза, разработан проект, согласованный с балансодержателями дорог и мостов, надзорными органами» .
Для доставки груза потребовалось частичное перекрытие дорог. Чтобы минимизировать неудобства для других участников дорожного движения, оборудование перевозили в выходной день, при этом основную часть пути грузовая колонна преодолела в ночное время и рано утром. Оборудование прибыло на стройплощадку точно в срок и сейчас готовится к монтажу.
Решение о реализации проекта по созданию в Тобольске производства малеинового ангидрида было принято СИБУРом в 2018 году, завершить строительство комплекса планируется в 2021 году.
В настоящее время на площадке будущего завода полностью завершена инженерная подготовка, свайные работы. Бетонные работы выполнены более чем на 70%. Ведется монтаж металлоконструкций, технологических трубопроводов и оборудования. Металлоконструкции и до 80% оборудования – российского производства. Специфические узлы и агрегаты, которые пока не производят внутри страны, в том числе основной блок синтеза, заказаны за рубежом. Лицензиаром технологии получения МАН стала итальянская Conser, чьи технические решения в результате анализа, проведенного СИБУРом, были выбраны как наиболее экономичные и экологичные.
Ожидается, что производство МАН мощностью 45 тыс. тонн в год позволит не только закрыть потребность в этом продукте на внутреннем рынке, но и начать его экспорт. Малеиновый ангидрид имеет широкий спектр применения — от автомобилестроения до пищевой промышленности (из него получают винную и яблочную кислоты). Как и другие нефтехимические производства СИБУРа в Тобольске установка МАН будет иметь замкнутый цикл производства, что делает ее безопасной для окружающей среды.
«Времена, когда нефтепереработку и нефтехимию считали «грязными» производствами, давно прошли, — уверен профессор, заведующий кафедрой технологии переработки нефти РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина Владимир Капустин. — Сейчас на современных предприятиях сделано все, чтобы отходы, побочные продукты производства возвращались обратно в цикл, а не проходили дальше по водным артериям и в атмосферу. Сегодня выбросы от нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий в десятки раз меньше, чем это было на стадии зарождения отрасли. Все это благодаря тому, что произошел переход на полностью замкнутый цикл производства».
Материал подготовлен по информации тобольских предприятий СИБУРа.
Оперативные новости Тобольска — в telegram-канале «Tobgorod»