• Пт. Апр 26th, 2024

TobGorod

Блог нашего города

Люди нашего города: Александр Кокоринов

174359_900

Продолжаем традиционную рубрику – «Люди нашего города». Сегодня поговорим об архитекторе Александре Филипповиче Кокоринове.

 

Он является одним из проектировщиков Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге.

 

Александр Филиппович Кокоринов родился в 1726 году в Тобольске в семье чиновника. Его отец был архитектором на одном из сибирских заводов Демидова. В 14 лет Саша попал в ученики к находящемуся в тобольской ссылке архитектору Ивану Бланку. Возвращаясь в Москву, Бланк взял с собой и Кокоринова. В 1749 году Александра Кокоринова в звании «архитектурии гезеля» перевели в школу Ухтомского, где он начал преподавать. Тогда же началась и его практическая деятельность. Он много проектировал для Тобольска и Москвы, занимался реставрацией стен и ворот Московского Кремля и Китай-города.

 

В 1754 году Александр Кокоринов уехал в Санкт-Петербург для поездки на стажировку за границу. Однако поездка не состоялась. Некоторое время Кокоринов работал на Петергофской гранильной фабрике и фарфоровой мануфактуре в столице. Потом пошел в помощники к Бартоломео Растрелли. Талантливый молодой человек был привлечен к отделке интерьеров дворца графа Ивана Шувалова. Новоселье в новом доме и маскарад, бывший по этому случаю, воспеты в одной из од Ломоносова.

174295_900

Дворец графа Шувалова

 

Эта работа сблизила архитектора с Шуваловым. Граф угадал в молодом человеке большой талант и организаторские способности. Кокоринов стал первым русским педагогом, только что созданной графом академии художеств. Архитектор пользовался доверенностью известного мецената и энергично и умело работал на пользу учреждения. При его ближайшем участии были перестроены, пожалованные академии два дома князя Алексея Долгорукова. Организовано преподавание в живописном, скульптурном, гравировальном и архитектурном классах. Архитектуру читал сам Кокоринов и читал по-русски — для того времени это являлось делом и новым, и нелегким, так как терминология была еще недостаточно разработана. Кокоринов с большой любовью относился к воспитанникам Академии; под его влиянием жестокие наказаний — почти неизбежно сопровождавшие в то время всякое обучение из Академии были совершенно изгнаны.

 

В 1760 году Кокоринов женился на дочери Григория Демидова, Пульхерии, и таким образом получил возможность занять самостоятельное положение в петербургском обществе. К нему постоянно обращались за всякого рода советами по художественной части, а он старался поддерживать в обществе вкус к изящному. Так, он ввел в моду гравированные пригласительные билеты на вечера и гравированные визитные карточки, исполнение которых поручалось исключительно русским граверам.

 

С воцарением императрицы Екатерины II главное заведывание Академией художеств перешло к Ивану Бецкому, и положение Кокоринова изменилось к худшему. Некоторое время, впрочем, Кокоринов действовал по-прежнему. Именно в начале нового царствования он закончил свой грандиозный проект, по которому впоследствии и было воздвигнуто нынешнее здание Академии Художеств. Иностранцы, посещавшие Петербург, отказывались верить, что это здание воздвигнуто по проекту русского архитектора. Торжественная закладка проектированного Кокориновым здания совершена была 7 июля 1765 г. в присутствии императрицы и великого князя Павла Петровича с необыкновенной пышностью.

174030_900

Санкт-Петербургская академия художеств

 

Последние годы жизни художника были омрачены поднявшимися против него интригами. Мнительный Бецкий, прислушиваясь к наветам завистников, перестал относиться к Кокоринову с прежним доверием и назначил несколько комиссий для проверки положения хозяйственных дел академии. Хотя ревизоры не нашли в распоряжениях Кокоринова ничего предосудительного, тем не менее неприятности, сопряженные с этой ревизией, роковым образом повлияли на его здоровье и душевное состояние.

 

Кокоринов покончил жизнь самоубийством, истомленный этими проблемами. Утром 10 марта 1772 г. он успел скрыться от надзора наблюдавших за ним людей, и повесился на чердаке одного из академических зданий. С особого разрешения митрополита Гавриила Кокоринов был похоронен, по христианскому обряду и с большой торжественностью на Смоленском кладбище.

173365_900

Александр Кокоринов на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде

 

Архитектурное наследие архитектора сравнительно невелико. Помимо здания Академии художеств Кокоринов принимал участие в строительстве Большого гостиного двора на Невском проспекте и дворца графа Разумовского (ныне РГПУ им. А. И. Герцена). Здание Академии Художеств остается блестящим памятником талантов Кокоринова, как архитектора, а вся история учреждения за время его директорства — свидетельством его недюжинных административных способностей, его художественного вкуса и любви к родному искусству.

 

Евгений Новосёлов

Евгений Новосёлов

Создатель проекта TobGorod

Добавить комментарий