200 лет с момента строительства и ввода в эксплуатацию Никольского взвоза исполняется в 2024 году.
В канун Всемирного дня историка ( 28 марта) заведующий Лабораторией истории Сибири Тобольской комплексной научной станции УрО РАН Анна Татарникова рассказала об особенностях строительства важного транспортного объекта:
До строительства Никольского взвоза тоболяки пользовались Прямским взвозом, однако он предназначался только для пешеходов. Перевозка грузов осуществлялась по Казачьему взвозу, который к 1824 году был признан городскими властями как крутой и опасный для движения и был закрыт (его следы сегодня можно обнаружить между Тобольским губернским музеем и Детской школой искусств).
После закрытия Казачьего взвоза в городе приступили к сооружению более совершенной дороги в глубоком овраге, носившем название Пермского или Никольского взвоза. Свое название он получил по церкви Николая Чудотворца (в народе – Никольской), располагавшейся на бровке Троицкого мыса, у самого спуска с горы.
В ходе строительства рабочим пришлось вручную углубить лог между Троицким и Чукманским мысами. Ширина взвоза вместе с тротуарами и канавами составила 10 сажен (21 метр). Первоначально планировали укрепить стены взвоза кирпичом, но его не хватило даже на мостовую. Поэтому последнюю пришлось замостить деревянными брусьями. Тщательно спланированный и удлиненный взвоз спускался к речке Курдюмке, через которую был построен новый более надёжный мост. Построенный взвоз оказался более пологим и удобным для перевозки грузов, нежели Казачий, которым пользовались ранее.
В 1854–1855 годах Никольский взвоз получил свою первую реконструкцию под руководством чиновника Тобольской строительной комиссии Алексея Львовича Жилина. По этому поводу газета «Тобольские губернские ведомости» в 1857 году написала:
«Устройство нового Никольского взвоза стоило огромных трудов и значительных расходов. На настилку мостовых употреблено ломовых плах 1185, пластин 214, досок 210, гвоздей 2000. Мостовая была окаймлена оплотинами, которых пошло 100 штук. По сторонам взвоза были сделаны канавы с деревянными желобами для стока снежной и дождевой воды. Склон горы с левой стороны был укреплен ряжем на протяжении 84 погонных сажен, вышиной от 1 ½ до 3 ½ сажен. Укрепленная и утрамбованная гора на протяжении 840 квадратных сажен, а также края канав по длине всего взвоза обложены дерном, которого употреблено на это 20000 пластин. Для укрепления горы и для украшения взвоза по сторонам его посажены ивы».
Летом 1900 года Никольский взвоз в очередной раз отремонтировали, но уже с использованием битого кирпича и тонкого горбыля. Однако, менее чем через год, на взвозе появились ямы, и передвигаться по нему стало небезопасно. В 1901 году по обеим сторонам Никольского взвоза было высажено около 70 тополей, многие из которых вскоре стали объедены местными козами.
В 1903 году Тобольская городская дума приняла решение выполнить покрытие дорожной мостовой из камня от Никольского взвоза до губернского правления. Однако мощенная камнем улица так и не появилась, в казне не нашлось денежных средств.
Вплоть до 1970-х годов прошлого века Никольский взвоз имел грунтовое покрытие, из-за чего в сухую теплую погоду проезжавшие по нему автомобили и мотоциклы поднимали столбы пыли, а в дождь городской транспорт с трудом переправлялся из одной части города в другую из-за слякоти, глубокой колеи и множества выбоин. И только с появлением асфальтного полотна ситуация выправилась в лучшую сторону.
В настоящее время Никольский взвоз служит единственной автомобильной дорогой, соединяющей нижний и верхний посады Тобольска.
Статья подготовлена по информации Тобольской комплексной научной станции УрО РАН.
Оперативные новости Тобольска — в telegram-канале «Tobgorod»